ARTE - ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ ПЕДАГОГАМ
Четверг, 18.04.2024, 10:11
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Адвокат [4]
Судебная практика [1]
Мои статьи [10]
Интернет [1]

Наш опрос
Если нужен адвокат, вы найдёте его:
Всего ответов: 349

Главная » Статьи » Мои статьи

Право на пенсию за выслугу лет военнослужащим медикам

ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ-МЕДИКАМ



ОПУБЛИКОВАНО:
Научно-практическое издание
"Право в Вооружённых Силах",
№ 12/2001 год.



В последнее время одной из тем, наиболее активно обсуждаемой в сфере изменения законодательства - пенсионная реформа. Отношение к ней даже среди специалистов в сфере социального обеспечения неоднозначное, профессионалы высказывают, порой, явно противоположные мнения. Что же касается рядовых граждан, то, безусловно, преобладает недоверие и скепсис, что и понятно: в очередной раз нам предлагают раскошелиться сегодня в обмен на безбедное существование в будущем, что мы уже проходили не раз. Реформы последнего десятилетия не только оставили пенсионеров далеко за чертой бедности, но и заставили бороться за выживание. Галопирующая инфляция, полное обесценивание вкладов в начале 90-х годов подорвали веру в государственные гарантии, люди не доверяют банкам и предпочитают хранить деньги в "чулках". Поэтому, по моему мнению, в нынешних условиях наивно надеяться, что люди начнут активно накапливать будущую пенсию путём перечисления части заработной платы в пенсионный фонд.

Очевидно одно: если предлагаемая накопительная система и сможет улучшить положение пенсионеров, то произойдёт это с теми, кто только начинает свою трудовую жизнь. Те, кому сегодня 40 и более лет, накопить существенную сумму при существующих окладах, особенно в бюджетной сфере, уже не успеют. У тех, кто имеет низкие доходы, на учёте каждый рубль; средний класс, по мнению социологов, у нас пока так и не появился; а богатые в состоянии сами обеспечить свою старость.

Поэтому те граждане, у которых пенсия уже "не за горами", могут рассчитывать только на пенсию, предусмотренную действующим пенсионным законодательством, которое предусматривает ряд льгот и преимуществ отдельным категориям работников. В частности, законодательством предусмотрена пенсия до достижения пенсионного возраста, за выслугу лет, медицинским работникам, причём при определённых условиях выслуга лет может исчисляться по льготным правилам.

В соответствии со ст. 81, 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах; списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года утверждён "Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет". В соответствии с этим Списком право на пенсию за выслугу лет имеют:

1. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (в ред. от 22 сентября 1993 года).

2. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (в редакции от 27 августа 1992 года).

Кроме того, п.2 указанного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги лет производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; 

врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам -реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических отделений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). 

Как видим, Постановление № 464 не содержит конкретного перечня лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений для назначения пенсии за выслугу лет, а также конкретного перечня наименований должностей врачей и среднего медицинского персонала для применения льготных правил исчисления выслуги лет. Поэтому для получения пенсии за выслугу лет и её исчисление по правилам 1 год - за 1 год и 6 месяцев достаточно, скажем, работать медсестрой в отделении (палате) хирургического профиля стационарного лечебно-профилактического учреждения, независимо от ведомственной подчинённости.

Именно по этим правилам была назначена пенсия за выслугу лет гражданке П. Она в 1982 году была принята на должность медицинской сестры в хирургическое отделение отдельной медицинской роты (воинская часть 30187), непродолжительное время работала на должности медицинской сестры-анестезистки. В связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ) отдельная медицинская рота была преобразована в отдельный медицинский батальон, то есть более крупную организационную единицу, и П. была назначена на должность старшей операционной сестры в операционно-перевязочный взвод. В 1994 году П. заключила контракт о прохождении военной службы по контракту и продолжила работать на прежней должности, однако имея уже статус военнослужащего. С апреля 1999 года ей районным Управлением социальной защиты населения (УСЗН) назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет, причём при исчислении учитывались льготы и выслуга лет была рассчитана исходя из правила 1 год работы - за 1 год и 6 месяцев.

22 сентября 1999г. было принято Постановление Правительства РФ № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"(в настоящее время действует в редакции Постановления Правительства № 130 от 19.02.2001г., причём новая редакция, по желанию гражданина, может применяться с 1 ноября 1999г.). Постановление вступило в силу с 1 ноября 1999г. От Постановления Совмина РСФСР № 464 указанный документ отличается тем, что он содержит конкретный перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, а также конкретный перечень наименований структурных подразделений и наименований должностей, работа в которых даёт право один год работы считать за один год и шесть месяцев (другие изменения мы не рассматриваем, так как они выходят за рамки данного конкретного дела). При этом в п.3 Постановления установлено, что периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются по правилам, утверждённым Постановлением Совмина РСФСР № 464.

В связи с изданием этого постановления областное Главное управление социальной защиты населения (ГУСЗН) провело проверку и выплата пенсии П. была приостановлена. Ей было предложено представить доказательства того, что операционно-перевязочный взвод является стационарным лечебным учреждением хирургического профиля. Такие доказательства были представлены путём выезда на место и составления акта работниками УСЗН совместно с командованием отдельного медицинского батальона. В акте было указано, что операционно-перевязочный взвод полностью занимает второй этаж капитального двухэтажного здания, имеет операционную и послеоперационную палаты, стационар на 50 коек, в котором проводится послеоперационное лечение, должностные обязанности старшей операционной сестры предусматривают участие в проведении хирургических операций. Однако решение о приостановке пенсии не было отменено, пенсионное дело в течение полутора лет путешествовало по "инстанциям", включая пенсионный департамент Министерства социального обеспечения. В конце 2000г. П. получила извещение о том, что пенсия за выслугу лет была назначена ей ошибочно в связи с неправильным применением льготного исчисления выслуги лет (при этом официального решения об отмене назначенной пенсии принято не было).
Это послужило основанием обращения в районный суд с иском о восстановлении нарушенного пенсионного права. Мне довелось участвовать в качестве представителя П. по данному делу.

Ответчики - районное УСЗН и областное ГУСЗН ( в ходе судебного разбирательства выяснилось, что ГУСЗН не является надлежащим ответчиком, так как в соответствии с п.5 Положения о районном УСЗН именно этой организации предоставлено право назначать, приостанавливать и отменять назначенную пенсию; впрочем, определения по этому поводу суд не выносил) против иска возражали. Своё мнение об ошибочности льготного исчисления выслуги лет также прислал пенсионный департамент Министерства социальной защиты РФ. Возражения ответчиков сводились к следующему.

1. Так как постановление Совмина РСФСР № 464 не содержит конкретного перечня наименований лечебно-профилактических учреждений хирургического профиля стационара, необходимо руководствоваться "Перечнем военно-медицинских учреждений (подразделений) на 1 декабря 1992 года (для перевода гражданского персонала на новые условия труда)", утверждённым начальником медицинской службы ВС РФ 18.03.1993года, а также Приказом МО РФ № 130 "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, ВВУЗов, предприятий и организаций МО РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе единой тарифной сетки", а также Постановлением Правительства № 1066 - 99г. Указанные документы не содержат в своих перечнях "операционно-перевязочный взвод", следовательно он не является отделением хирургического профиля стационара и исчислять выслугу лет по льготным правилам нельзя. Обосновывались эти утверждения конструкциями типа "по нашему мнению", "с учётом сложившейся практике назначения пенсии" и т.п., без ссылки на нормы материального права.

Мы свою позицию обосновывали следующими аргументами. По смыслу Постановления Совмина РСФСР № 464 правила исчисления льготной выслуги лет применяются к среднему медицинскому персоналу любых лечебно-профилактических учреждений, без каких-либо ограничений, в том числе без ограничений по названию учреждения; главное, чтобы эти учреждения имели хирургический профиль, проводили стационарное хирургическое лечение. Факт проведения хирургических операций и стационарного хирургического лечения был подтверждён вышеназванным актом. Кроме того, в соответствии с "Руководством по медицинскому обеспечению в СА и ВМФ", введённому в действие приказом МО СССР № 64 от 31.01.1989г., отдельный медицинский батальон является воинской частью медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения (ст.804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической и терапевтической помощи и стационарное лечение больных (п.3 ст.805). Операционно-перевязочный взвод, организационно входящий в состав медицинской роты и медицинского батальона (ст.807), развёртывает и обеспечивает работу хирургического отделения, предназначенного для квалифицированной помощи больным хирургического профиля и их лечения (ст.811).

Постановление Совмина РСФСР № 464 от 6 сентября 1991г. не содержит отсылочных норм и не наделяет какие-либо ведомства или должностные лица полномочиями по разъяснению, толкованию и применению установленных правил исчисления льготной выслуги, либо полномочиями по установлению ограниченного перечня учреждений, к которым должны применяться установленные правила. Поэтому ограниченное толкование Постановления Правительства на основании нормативно-правового акта Министерства обороны РФ и ненормативного акта начальника медицинской службы ВС РФ является неправильным.

Постановление Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999г., (в редакции от 19.02.2001г.) содержит наименование лечебных учреждений без развёрнутого указания штатных структурных подразделений, но в соотносимости с наименованиями должностей врачей и среднего медицинского персонала. В связи с этим лечебные учреждения "30. Отдельный медицинский батальон" и "31. Медицинская рота" включены без указания на их структурное подразделение - операционно-перевязочный взвод. Поэтому работа в должности старшей операционной медицинской сестры (указанной в графе "наименование должности"), в операционно-перевязочном взводе, входящем в состав медицинской роты (указанной в графе "наименование учреждения") даёт право на льготное исчисление выслуги лет при условии занятости в течение полного рабочего дня в отделениях хирургического профиля стационаров, отделениях (палатах) анестезиологии (п.1, 2 Перечня указанного Постановления). Кроме того, указанное Постановление применяется с 1 ноября 1999г., после получения П. права на пенсию.

Суд согласился с нашими доводами и признал операционно-перевязочный взвод, входящий в состав медицинского батальона лечебным учреждением хирургического профиля стационара, а его врачей-хирургов и операционных сестёр - имеющих право на исчисление выслуги лет по льготным правилам: 1 год работы - за 1 год и 6 месяцев.

2. Следующее возражение касалось прохождения П. с 1994 года военной службы по контракту на должности старшей операционной сестры в операционно-перевязочном взводе медицинского батальона. По мнению ответчиков, этот период "должен расцениваться как служба", "истица с 1994 года обладала особым статусом военнослужащей, поэтому на неё не распространяются нормы трудового законодательства", "в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР № 464 период военной службы следует засчитывать в выслугу лет в календарном, а не льготном исчислении".

Мы свою позицию обосновывали тем, что в соответствии со ст. 90 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" служба в составе Вооружённых Сил РФ включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона. В соответствии с абз.4 п.2 Постановления Совмина РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооружённых Сил СССР и правоохранительных органах. По смыслу данного Постановления, прохождение военной службы по контракту включается в выслугу лет; при этом, если работа связана с особыми условиями труда, то есть в данном случае если военнослужащий проходит военную службу на должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля, то исчисление сроков выслуги этого периода должно производиться (при назначении "гражданской" пенсии за выслугу лет!) по льготным правилам, то есть один год работы - за один год и шесть месяцев. Такое понимание Постановления подтверждается Законом РФ "О статусе военнослужащих", где в абз.2 п.3 ст.10 прямо предусмотрено: "время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утверждённые Правительством Российской Федерации".

Мнение ответчиков о том, что военная служба должна исчисляться в выслугу лет в календарном исчислении со ссылкой на Постановление Совмина РСФСР № 464 является ошибочным, так как указанное Постановление такого требования не содержит. Доводы ответчика о том, что военнослужащий имеет особый статус и на него не распространяются нормы трудового законодательства, являются правильными по существу. Действительно, прохождение военной службы регламентируется так называемым "пакетом военных законов" и принятыми в их развитие иными нормативно-правовыми актами. Нормы трудового права не распространяются на военнослужащих, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе; например, на военнослужащих - женщин распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие защиту материнства и детства. Другим исключением являются случаи, когда в военно-административном законодательстве, находящемся в стадии развития, отсутствует норма права, регулирующая спорное отношение. В этом случае на основании п.4 ст.10 ГПК РСФСР суд применяет норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), в первую очередь - трудовое законодательство. Однако правильное по существу заявление ответчика не является относимым к делу, так как, во-первых, в данном конкретном случае спор разрешается судом на основании норм пенсионного, а не трудового законодательства; во-вторых, имеется спор не о порядке и правилах прохождения военной службы, а о зачёте периода военной службы в "гражданский" стаж для назначения "гражданской" пенсии. 

Другими словами, необходимо чётко разграничивать назначение военнослужащему "военной пенсии" в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993г. (с последующими изменениями), и назначение военнослужащему "гражданской" пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", указанными выше Постановлениями Совмина РСФСР и Правительства РФ.

Такое разграничение мы проиллюстрировали в суде следующим примером. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого 18 лет в календарном исчислении, но принимавший участие в боевых действиях, имеет 3 года льготной выслуги. Общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет 21 год, поэтому военнослужащий имеет право в соответствии с военным законодательством на "военную" пенсию за выслугу лет. Однако если после назначения пенсии, увольнения из ВС РФ и продолжении трудовой деятельности гражданин по достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, изъявит желание о назначении пенсии в соответствии с "гражданским" пенсионным законодательством, период участия в боевых действиях будет засчитан в календарном исчислении. Аналогично: если военнослужащий, которому назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с "гражданским" пенсионным законодательством с учётом льгот, продолжает проходить военную службы и при определённых условиях получит право на "военную" пенсию, подсчёт военной выслуги лет будет происходить без учёта льгот, предусмотренных "гражданским" пенсионным законодательством.

Суд с нашими доводами согласился и признал, что период прохождения военной службы в лечебно-профилактическом учреждении должен включаться в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, при этом если военнослужащий проходит военную службу на должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля, то исчисление сроков выслуги лет этого периода должно производиться по правилам, установленным Постановлением Совета Министров РСФСР ;№ 464 от 6 сентября 1991г.: один год работы - за один год и шесть месяцев.

3. Были и другие несущественные возражения, в том числе и курьёзные. Так, в первый день судебного заседания, ответчик завил о том, что воинское медицинское учреждение нельзя признать "стационаром", что является обязательным условием льготного исчисления выслуги лет, так как в случае ведения боевых действий медицинский батальон будет перемещаться в составе соединения. То есть в данном случае слову "стационар" было придано значение "постоянный, недвижимый". После разъяснения того, что в данном случае слово "стационар" означает "лечебное учреждение с больничными койками (в отличие от поликлиники), не амбулаторное", возражений не последовало.

В результате суд признал право П. на пенсию за выслугу лет с апреля 1999г., решение районного УСЗН о приостановке выплаты пенсии отменил и взыскал с ответчика в пользу истицы пенсию за весь период невыплаты, исходя из её размера, установленного на день вынесения решения суда.

        Сергей Паншев,
        адвокат



Источник: http://www.voennoepravo.ru/node/136
Категория: Мои статьи | Добавил: pedagog (13.06.2008) | Автор: Паншев Сергей Леонидович
Просмотров: 9686 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 12
12 Наталья Геннадьевна  
0
медпункт воинская часть грожданская медсестра идет ли льготный медицинский стаж

10 Елена  
0
Уважаемый Сергей! Мне 53 года, общий медицинский стаж 32 года, в конце 2010 г. начала процедуру оформления досрочной пенсии медицинских работников, в январе 2011 г. получила официальный отказ с УПФ РФ. Дело в том, что я 9 лет (1997-2006 г.г.) была военным врачом-терапевтом в мед. части воспитательной колонии, до военной пенсии не дослужила. В УПФ РФ регламентируют отказ тем,что законодательство РФ включает в военный (льготный) стаж только 2 года (1997-1998 г.г.) службы, а в последствии вступило изменение в Законе и 7 лет службы (1999-2006 г.г.) не являются льготными для оформления досрочной пенсии медицинских работников. Возможно ли обжалование данного отказа с УПФ РФ?

11 pedagogam  
0
К сожалению, нет. Суммирование в данном случае не происходит.
Либо пенсия как военнослужащей, либо пенсия как медику. Для медицинской пенсии военная служба в должности врача не подлежит включению в медстаж, подробнее - в ответе № 2 от 12.05.2009 года.

8 Елена  
0
Уважаемый Сергей! С нетерпением ждем ответа!

9 pedagog  
0
Елена, о каком стаже и о какой пенсии вообще идёт речь?
Не могли бы вы более подробно описать проблему, чтобы не вытягивать из вас каждое слово?

7 Елена  
0
медицинская часть в должности врача-терапевта

5 Елена  
0
Мне не засчитывают 7 лет службы в должности врача-терапевта в детской воспитательной колонии с 1999-2006 г.г. Обосновывая тем что Законодательства включает в стаж только по 1999 год, тем самым засчитали только 2 года работы с 1997-1998 г.г. До военной пенсии не дослужила. Пожалуйста, помогите!

6 pedagog  
0
Укажите точное наименование структурного подразделения: медчасть, медпункт и т.п.?

4 Ирина  
0
Спасибо за совет

3 Ирина  
0
Мне не засчитывают время работы в операционно-перевязочном взводе 282 отдельного медбата 1988-1992гг в льготном порядке, доказать что-то трудно, т.к. часть находилась в Армении и была расформирована. Есть только архивная справка. Подскажите как быть? Пожалуйста, помогите советом.

2 pedagogam  
0
C 2002 года был принят "пакет" новых пенсионных законов. И ситуация изменилась на противоположную - законодательство теперь не предусматривает включение в выслугу лет работникам здравоохранения службы по специальности в составе Вооружённых Сил.
Поэтому после 2002 года судебная практика Верховного суда РФ - отрицательная.
В то же время в 2008 году произошли положительные подвижки - в медстаж стали включать службу в армии по призыву.
(ссылка на судебную практику - на главной странице сайта).
Так что, если служба на "медицинских должностях" была до 2002 года - шанс есть, и неплохой. И его, конечно же, надо использовать. Главное - грамотно всё обосновать.

Сергей Паншев,
адвокат.


1 надежда  
0
А как обстоит дело на 2009 год? Примерно таже ситуация.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz