ARTE - ДОСРОЧНАЯ ПЕНСИЯ ПЕДАГОГАМ
Воскресенье, 20.01.2019, 14:27
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Адвокат [4]
Судебная практика [1]
Мои статьи [10]
Интернет [1]

Наш опрос
Если нужен адвокат, вы найдёте его:
Всего ответов: 349

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы назначения досрочной пенсии старшему мастеру производственного обучения

В соответствии с  п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. Списки профессий и должностей, наименование учреждений и Правила исчисления периодов работы для назначения пенсии утверждаются Постановлениями Правительства РФ (РСФСР, Совмина СССР).

Списком профессий и должностей, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. предусмотрена должность «мастер производственного обучения». Это даёт возможность специалистам пенсионного фонда при получении заявлений от педагогов, работающих в должностях «старший мастер» и «старший мастер производственного обучения» выносить решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обосновывая это тем, что такие должности указанным Списком не предусмотрены.

Насколько законны такие отказы?

В первую очередь необходимо определиться и установить, являются ли эти спорные должности, тождественны между собой и тождественны ли они должности «мастер производственного обучения».

Для этого необходимо проанализировать ряд нормативно-правовых актов в области образования. Первый документ – это Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 , утверждённый Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 367.  Верховный Суд РФ неоднократно ссылался на этот документ как на обоснования отсутствия тождественности между различными должностями в связи с тем, что эти должности отдельно имеются в данном классификаторе. Например, ранее Верховный Суд РФ признавал право на досрочную пенсию для руководителей кружков, считая эту должность тождественной должности «педагог дополнительного образования». Однако впоследствии (менее чем через год) Верховный Суд РФ свою позицию изменил и указал, что в указанном классификаторе наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)». Следовательно, по мнению суда, эти должности не являются тождественными и руководитель кружка не вправе рассчитывать на досрочную пенсию.

Возвращаясь к нашим спорным должностям, отметим, что в указанном классификаторе отсутствуют и должность «старший мастер», и должность «старший мастер производственного обучения»! Имеется только должность «мастер производственного обучения». Это вселяет оптимизм, так как появляется надежда на признание судами обеих спорных должностей тождественными должности «старший мастер производственного обучения».

Здесь необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Однако есть такое право и у судов: в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».

 

Следующий документ – это Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования». В соответствии с пунктом 46 этого Постановления

«46. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал».

Как видим, должность «старший мастер производственного обучения», наряду с должностью «мастер производственного обучения» отнесена к педагогическим  (а не к руководящим) работникам. Должность «старший мастер» в этом документе не упомянута.

Однако должность «старший мастер», наряду с должностью «мастер производственного обучения»  указана в Приказе Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»,  причём первая – в разделе должностей руководителей, вторая – в разделе должностей педагогических работников.

Значительно различаются должности «старший мастер» и «мастер производственного обучения» и по основным функциональным обязанностям: если мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением; проводит учебные занятия, то старший мастер руководит практическими занятиями и учебно-производственными работами; контролирует выполнение практических работ и уровень подготовки обучающихся; руководит деятельностью мастеров производственного обучения.

При этом каких-либо отдельных обязанностей для старшего мастера производственного обучения не предусмотрено, что также должно свидетельствовать о тождественности должностей, особенно, если руководством учебного заведения в должностных инструкциях действительно введены схожие обязанности (с добавлением для старшего мастера производственного обучения дополнительных организационных функций).

В этой связи необходимо упомянуть, что правила разработки, согласования и утверждения должностной инструкции напрямую трудовым законодательством не регламентированы.

Должностная инструкция – это один из локальных нормативных актов, принимаемых работодателем. Согласно статье 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В Письме Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» сказано, что несмотря на то, что в ТК РФ не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

Поэтому практически все работодатели, могут вводить должностные инструкции для регламентирования трудовых отношений, а также самостоятельно устанавливать порядок их разработки, согласования и утверждения.

Правовой анализ указанных выше нормативно-правовых актов позволяет сделать важный вывод о том, что спорные должности «старший мастер» и «старший мастер производственного обучения» – это разные должности, относящиеся к разному составу работников образования, имеющие различные функции, и, соответственно, имеющие разные перспективы для установления тождественности с должностью «мастер производственного обучения» с целью определения права на досрочную педагогическую пенсию.

Следует также отметить, что в настоящее время опубликованной судебной практики Верховного суда РФ по поводу возможности включения (или не включения) периодов работы в должности «старший мастер» или в должности «старший мастер производственного обучения» обнаружить не удалось. Была попытка оспорить не включение в Списки должности старшего мастера производственного обучения, однако она (как и десятки других попыток оспорить в Конституционном и Верховном судах не включение в Списки других должностей или учреждений) окончилась безрезультатно: Верховный Суд в Определении от 4 августа 2008 г. N ГКПИ08-1468 совершенно справедливо указал, что «исходя из установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения».
Отдельного внимания заслуживает Определения Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 сентября 2010 г. по делу N 33-18516.

 

Судебная коллегия установила, что П.Е. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ N 15 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости недействительным, обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что 22.06.2009 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы с 01.09.1988 года по 11.09.1991 года и с 01.12.1993 года по 31.08.2001 года в должности старшего мастера производственного обучения в ГОУ НПО ТУ N 84 г. Бронницы Московской области. Просил включить вышеуказанные периоды в стаж работы и назначить пенсию с 22.06.2009 года.

Решением Раменского городского суда Московской области от 02 июля 2010 года иск удовлетворен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного постановления.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрена должность мастер производственного обучения образовательных учреждений начального профессионального образования - училищ всех наименований.

Из трудовой книжки истца усматривается, что 24.07.1981 года он был принят в ТУ-84 г. Бронницы на должность мастера производственного обучения.

01.09.1988 года П.Е. переведен на должность старшего мастера с совмещением преподавания, в которой проработал до 11.09.1991 года, после чего был переведен на должность мастера производственного обучения.

01.12.1993 года истец переведен на должность старшего мастера, в которой проработал до 31.08.2001 года.

Удовлетворяя при указанных выше фактических обстоятельствах дела исковые требования, суд исходил из того, что совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о том, что характер работы истца как в должности мастера производственного обучения, так и в должности старшего мастера производственного обучения не изменился, должностные обязанности не поменялись, прибавилась лишь ответственность и контроль за работой мастеров производственного обучения, что свидетельствует о том, что в спорные периоды истец осуществлял педагогическую работу, связанную с преподаванием спецдисциплин.

Судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

В результате судебная коллегия определила: Решение Раменского городского суда от 02 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Полный текст Определения можно посмотреть здесь.

Чем примечательно это определение? В первую очередь необходимо оговориться, что всегда сложно осмысливать судебные решения без изучения материалов дела, так как в самом тексте определения могут закрасться неточности. Как мы видим, истец с 1988 года по 1991 год работал в должности старшего мастера с совмещением преподавания, а с 1993 года по 2001 год истец переведен на должность старшего мастера, (про совмещение ничего не сказано). Однако уже в следующем абзаце следует вывод о тождественности старшего мастера производственного обучения с должностью мастер производственного обучения. Очевидно, что имеет место либо неточности с указанием в Определении правильного наименования должностей, либо суд не усматривает разницы между должностью «старший мастер» и «старший мастер производственного обучения», что весьма сомнительно. 

Таким образом, анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов и судебной практики позволяет сделать следующие выводы.

1. Должности «старший мастер» и «старший мастер производственного обучения» не тождественны между собой, первая относится к руководящему составу, вторая – к педагогическим работникам; функциональные обязанности работников, занимающие эти должности, значительно различаются.

2. Перспектива включения в педагогический стаж периодов работы в должности «старший мастер» выглядит весьма сомнительно. Однако, если должностные обязанности «старшего мастера» и «мастера производственного обучения» совпадают, либо различаются только добавлением (увеличением) организационно-распорядительных функций, и старший мастер ведёт преподавательскую работу в объёме не менее 720 часов в год – в этом случае появляются надежды на положительное судебное решение при обжаловании отказного решения ПФР.

3. Должность «старший мастер производственного обучения» тождественна должности «мастер производственного обеспечения», но прежде чем обратиться в суд, убедитесь, что должностные обязанности, установленные локальными актами руководителя учебного заведения, совпадают!

Сергей Паншев,
адвокат. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: pedagogam (16.11.2011)
Просмотров: 9069 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 drurryVuh  
[color=color_url - Привет всем уважаемые друзя. Увидел наш прекрасный сат http://pedagog.ucoz.ru и подумал что здесь мне подскажут.
Попрошу всех желающих присоедениться.
Нашол эту категорию этот надеюсь нужную, если нет прошу Администраторов перенести ее в раздел которую посчитаете нужной.
Я сильно люблю кино. У кого быстрый интернет могут себе позволить http://kinozal.in - скачать новые фильмы 2012[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - русское эротическое кино[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти сайты где возможно смотреть кино или скачать даже с плохим инетом.
Ссылки пожалуйста шлите в личное сообщения, на Email unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019 Конструктор сайтов - uCoz